Главная   |   Страны   |   Форум   | Скачать   |   Проверено!   |   Словарь  |   Новости   |   Карта сайта   |   Контакты
Внимание! Сайт переехал.

Перейдите, пожалуйста, по ссылке:

http://www.travelaloneru.com/france/frtransport.htm


Последнее обновление - 04.06.2009

Транспорт во Франции

Франция недешевая страна, а французы, как видно, небедные люди. По крайней мере, к такому выводу можно прийти, когда пытаешься отыскать общественный транспорт. Автобусы ходят не везде, а если ходят, то нерегулярно и с неудобным расписанием. Зато французы наперегонки с японцами ставят рекорды скорости у скоростных поездов.
Но обо всем по порядку. (Не забудьте, что информация может устаревать.)

Железная дорога

www.sncf.com - французская транспортная железнодорожная компания, общий сайт
www.voyages-sncf.com - железные дороги, расписание и заказ билетов (приготовьтесь сильно ругаться и запасайтесь терпением - кривизна сайта превышает все мыслимые пределы)
www.ter-sncf.com - региональные железные дороги, расписание электричек
www.trainstouristiques-ter.com - туристические поезда во Франции
www.idtgv.com - новые экономичные поезда TGV, билеты распечатываются из Интернета
Поезда
TGVВсе крупные города Франции связываются с Парижем линиями самых быстрых скоростных поездов, TGV, которые развивают скорость более 300 км/ч (проверили по GPS), и сеть TGV постепенно расширяется. Когда такой поезд входит в туннель, закладывает уши, как в самолете, а если деревья подходят ближе к поезду, смотреть в окно становится бесполезно - все сливается в сплошную зеленую полосу. Эти поезда удобны не только тем, что 2 часа - и ты уже в Лионе, к примеру, но и тем, что билет можно купить по Интернету по относительно низкой цене и распечатать у себя на принтере. Там, где пока нет линий TGV, ходят обычные скоростные поезда. Если на поезд требуется забронировать место, то билет тоже можно распечатать. О покупке билетов см ниже. Кроме скоростных поездов, имеются еще и местные поезда - TER, а в некоторых популярных у туристов районах ходят туристические и исторические поезда.
Железнодорожная сеть во Франции не очень удобная - все идет через Париж: иногда до города, до которого на автобусе от силы час, по железной дороге нужно ехать через Париж.
В скоростных поездах багаж оставляется в начале/конце вагона, в обычных в зависимости от того, где есть место - на полке или в отделении в начале/конце поезда. Как обычно, имеются вагоны первого и второго класса. В одном поезде могут быть вагоны с купе и вагоны, что называется, "общие", с креслами (на фото). На некоторых направлениях ходят двухэтажные поезда (например, от Парижа до Лиона).
Как узнать расписание поездов
Основной сайт, где можно узнать расписание, - www.voyages-sncf.com (английский язык в левом нижнем углу). В английском лучше сразу перейти в advanced search. Поиск поездов на сайте не очень хорошо отлажен. Нужные города лучше выбирать из списка рядом, после того как вы ввели первые несколько букв. Часто поиск показывает не все подходящие поезда, половина почему-то исчезает из расписания. Кроме того, плохо дело и с пересадками. Методы борьбы: во-первых, искать частями, по кускам маршрута, а не сразу, во-вторых, искать несколько раз на разное время (например, если вас интересует промежуток с 8 до 13, то лучше поискать на 7, 8, 10, 12, потому что поезда в промежутке от 10 до 12 могут и не показать).
Расписание "под себя" можно получить следующим образом: заходим на английский язык, далее Passengers guide (ссылка слева), далее Telechargez votre fiche horaire personnalisee en 1 clic. В открывшейся форме выбираем нужное направление, время и даты.
СЭлектричка Тур - Бурж (на остановке Шенонсо)качать расписание электричек в формате pdf можно с сайта www.ter-sncf.com. Здесь выбираем на карте нужный нам регион, далее - Carte et fiches horaires. Сбоку будет раздел Fiche horaire, там выбираем нужный поезд и летнее/зимнее (ete/hiver) расписание. Некоторые проблемы могут быть с тем, чтобы узнать, какой поезд нужный, если вас интересует промежуточная станция. Посоветовать могу только прикинуть по карте нужное направление и скачать несколько подходящих вариантов. Подсказка для тех, кому необходимо расписание от Тура до Шенонсо: регион Centre, поезд Tours - Bourges.
Расписание туристических поездов (например, Сен-Жерве/Ле Файе - Шамони-Монблан) добывается с сайта www.trainstouristiques-ter.com.
Покупка билетов
Сначала скажем несколько слов о скидках. Самые дешевые варианты - Prem's. Они могут появляться и исчезать, их лучше начинать подлавливать за пару месяцев до поездки. По тарифу Prem's мы съездили в Тур и Гавр за 15 евро, в Анси за 20 евро. Экономичные варианты предлагаются на сайте www.idtgv.com - это только билеты, которые распечатываются заранее, кроме того, количество пунктов назначения ограничено. Есть также скидки на поезда, идущие в непопулярное время. Кроме того, скидки могут получить молодые и пожилые пассажиры, люди, которые часто путешествуют, семьи - обо всех этих скидках можно подробнее прочитать на английском языке - все на том же сайте www.voyages-sncf.com выбираем английский язык, слева будет Passengers guide. В этом путеводителе - информация о скидках и билетах, правилах провоза велосипеда, информация о вокзалах (Gare en mouvement) (для парижских есть даже планы, может, потом появлятся планы и для более мелких вокзалов). (Этот гид был в 2007 г., да сплыл куда-то, на сайте 2009 г. найти информацию крайне сложно.)
Какие бывают билеты? Во-первых, билеты на скоростные поезда и поезда дальнего следования - места на них нужно бронировать заранее. Бронировать можно по Интернету или в кассе. В кассе бронировать не пробовали, ничего сказать не можем. Говорят, бронировать и покупать билеты иногда нужно в разных кассах. С бронированием по Интернету никаких проблем не возникло, за исключением того, что один раз из-за перегрузки сети платеж не прошел, пришлось отменить заказ и повторить его на следующий день. Распечатывать билет необязательно - можно подобрать его и в кассе или в автомате во Франции (обратите внимание: это нужно сделать заранее, а не в последний момент, читайте условия бронирования). Не любой билет предлагают распечатать. Если такая функция отсутствует, выбирайте доставку почтой или автомат/кассира. В автомате можно будет получить билет, если кредитная карта у вас чипованная.
Последовательность действий по распечатке билетов.
    1. Заходим на сайт www.voyages-sncf.com. Необходимо зарегистрироваться - "Mon Espace Client". Чтобы не было проблем с доставкой писем, заводим ящик на приличном почтовом сервере (gmail.com, например. На mail.ru билеты, скорее всего, не дойдут). Английская версия может предложить не все имеющиеся варианты. Транспортный сайт стал совершенно невыносимым, придется с ним побороться и помучиться с французским вариантом.
    2. Выбираем нужный поезд и нужный тариф. Не забудьте, что на обычный поезд без резервации распечатать билет нельзя (может, в будущем введут и такую возможность). Поэтому делим маршрут: например, не Париж - Тур, а Париж - Сен-Пьер-де-Корп (St-Pierre des Corps), а оттуда доберетесь электричкой или автобусом. Как только вы отмечаете нужный вам поезд и тариф, появляется (не всегда) надпись Choisir ma place - выбор места у окна или в проходе, на первом этаже или на втором и т.п.
    3. Далее заполняем требуемые данные. Внимательно следите, чтобы они совпадали с паспортными данными. Не забудьте указать, что вы хотите распечатать билет.
    4. После оплаты вам предложат распечатать билет сразу или позднее. Лучше выбрать вариант "распечатать позднее". Ваш билет сохраняется в вашем аккаунте и вы можете распечатать его в любое время.
    Билет можно распечать на черно-белом либо цветном принтере. Ничего вырезать не надо - идем в поезд с бумажкой А4. Перед посадкой ничего компостировать не надо, обменивать билет на нормальный тоже не надо. В поезде у вас попросят удостоверение личности, держите его при себе. Более подробно о проблемах бронирования билетов во Франции - на форуме сайта www.infrance.ru.

На обычный поезд билеты покупаются в кассе или в автомате. Все автоматы Sncf (желтые) требуют кредитку, да не простую, а чипованную, что превращает их в развлечение для местных и сильно увеличивает очереди в кассу. Автоматы TER (синие) берут кроме кредиток еще и монеты. Набрать на 20-30 евро монет непростое дело, поэтому неизбежно отправляемся стоять в очередь. Французские кассиры - задумчивые люди, они, к тому же, любят поговорить с пассажирами - так что как минимум 30 мин на очередь нужно заложить в расписание. На небольших станциях (например, Ле Файе) время работы кассы ограничено - после 19 и до 8 билет можно купить только в автомате. Если монеток насобирать не удалось - ищите контролера в поезде после посадки и покупайте билет у него. Очень важно - билет перед посадкой нужно прокомпостировать в желтом ящичке.
Поезд и велосипед
Если велосипед складной (размеры не более 120 на 90), его можно бесплатно перевозить в багаже в поездах TGV. Многие скоростные поезда имеют также возможность перевозить нескладные велосипеды. Насколько можно понять, желательно бронирование места. Велосипеды можно перевозить в электричках, отмеченных в расписании значком велосипеда в специальных отделениях или иногда в тамбуре. Загрузку велосипедов обычно контролируют служащие, они же вполне могут запретить вам садиться с велосипедом, если уже нет места (такую картину мы сами наблюдали в Шамони). Подробнее о путешествии на поезде с велосипедом - www.velo.sncf.com (только французский).

наверх

Автобусы

Не любят французы автобусы. C'est la vie, как говорится. Расписание неудобное, с другим транспортом несогласованное, чтобы найти расписание в Интернете, нужно проявить чудеса дедуктивного метода... Регулярно ходят автобусы Sncf, они чередуются с электричками и в расписании указываются соответствующим значком. Но, как правило, эти интересуют путешественника меньше всего - они ведь ходят по маршруту электричек, а на электричке все равно быстре и удобнее. Междугородных автобусов практически не водится.
Но все же есть и свет в конце туннеля. Иногда озарение настигает и местные муниципалитеты и они понимают, что нужно облегчить туристам задачу добраться до достопримечательности. По нашему маршруту наиболее понятливыми оказались власти городка Вернон (Vernon), подвозящие туристов от поезда до Живерни. Расписание более-менее подогнано под электрички (посмотреть можно, например, здесь: giverny.org/transpor).
О других обнаруженных нами автобусах можно прочитать на страницах, посвященных достопримечательностям.

наверх

Транспорт в Париже

www.transilien.com - транспорт в регионе Иль-де-Франс
www.transport-idf.com - расписание транспорта и цены в регионе Иль-де-Франс
www.ratp.fr - транспортная сеть Парижа и пригородов, карты
www.optile.com - транспорт в Париже (французский язык)

В Париже и пригородах развитая транспортная сеть: есть метро, электрички (RER), автобусы, трамваи (на окраинах). Хотя центр города не так уж и велик и, в принципе, можно было бы передвигаться и пешком, но даже тренированные ноги на третий день такого перемещения, особенно если они уже успели познакомиться с бесконечными коридорами Лувра, заявят свой протест. Все-таки от Эйфелевой башни до Люксембургского сада напрямик не менее 50 мин быстрым шагом, а с Монмартра до центра спускаться вы будете тоже около часа.
Как добраться от аэропорта
От аэропорта Руасси - Шарль де Голль (или ШДГ) (Roissy - Charles de Gaulle (CDG)) можно доехать на автобусе Roissy до Оперы (8.90 евро) или на RER В (8.40 евро (2009 г.), около получаса). От аэропорта Орли (Orly) на автобусе Orly до Denfert-Rochereau (недалеко от метро Alesia, 6.30 евро) или на также на RER (Orlyval RER B 9.30 евро; RER C 6.10 евро), кроме того есть несколько автобусов. Подробнее см на сайте www.aeroportsdeparis.fr, английский, закладка Access to our airports. Самолеты из Москвы Аэрофлота/ЭрФранс прилетают сейчас в ШДГ, терминал 2С. Свой терминал можно уточнить все на том же сайте, введя свой рейс. Путь от терминала 2С до RER: после выхода через зеленый коридор направо до конца в направлении терминалов 2Е и 2F, далее по бегущей дорожке до конца и вниз (минут 10 вся дорога). Карты аэропортов можно скачать с того же сайта, английский язык, закладка Maps and Practical Services.
Как ориентироваться
Транспортные карты скачиваются с сайта www.ratp.fr. Закладка Se deplacer / Plans / Tous les plans de la RATP telechargeables (в середине страницы под заголовком Miniplan). Кроме того, карты бесплатно даются в кассах метро. В зависимости от степени любезности кассира и "туристичности" станции это может быть маленький план метро или весь набор всех имеющихся карт, в том числе и по пригороду. Для автобусов есть специальные карты: вечерние, ночные и для воскресенья.
Французское метро не самое удобное и понятное, но на второй день уже можно научиться ориентироваться. Из неудобств: длинные, запутанные переходы, редко встречаются эскалаторы, станции не объявляют, обязательно нужно знать конечную станцию (это может быть проблемой для RER, потому что на обычной "укороченной" карте обрезаются линии, выходящие за пределы города), а если вы перепутали платформу, вы не всегда можете перейти на противоположную, не выходя за турникеты. Самая удобная линия - 14, самая новая: поезда там идут без машиниста и станции объявляют. На большей части станций метро (по нашим наблюдениям) при выходе билет не требуется.
Поезд RER в ПарижеБилет обязательно нужен при выходе со станций, где есть пересадка на RER, и со станций RER. Но тем не менее всегда сохраняйте билет - в метро водятся контролеры. Они встают цепочкой, например, в каком-нибудь переходе и у всех проверяют билеты (проверено на собственном опыте!).
Поезда метро ходят с интервалами 3-6 минут, вечером интервалы могут увеличиваться. У поездов RER (на фото) есть что-то вроде расписания - прибытие поезда указывается на табло, на одну платформу могут приходить поезда с разными конечными, будьте внимательны.
Билеты
Лучше всего про билеты рассказано на сайте www.transilien.com.
Самый простой вариант - 1 билет Т+ (1.60 евро, 2009 г.). Десять таких билетов - carnet - позволяет прилично сэкономить (11.40 евро, 2009 г.). Такой билет действителен для всех станций метро (даже тех немногих, которые во второй зоне), трамваев, автобусов и RER в пределах одной зоны, фуникулера на Монмартр. Один билет работает на одну поездку в метро + RER (любое количество пересадок внутри Парижа) или на одну поездку в течение полутора часов на автобусе (в том числе и на многих автобусах за пределами Парижа) + трамвае (все три линии), то есть в пределах полутора часов можно пересаживаться. Билет не действителен на ночном автобусе.
Вариация билета на одну поездку для пригорода - билет Origine-Destination. Его стоимость зависит от расстояния. Действует аналогично билету Т+, с той разницей, что в автобусе можно путешествовать два часа и он действителен и на ночном автобусе). Также можно купить карне (стоимость зависит от расстояния).
Специальные билеты до достопримечательностей - Forfaits Loisirs, по формуле "дорога+вход" со скидкой с 2009 г. не продаются.
Переходим к проездным билетам. Билет на один день - Мобилис (Mobilis). Есть несколько вариантов в зависимости от зон: 1-2 (5,80 евро, 2009 г.), 1-3 (7,70), 1-4 (9,60), 1-5 (12,90), 1-6 (16,40). Внимание! билет не позволяет добраться до аэропортов.
Если вы собираетесь провести несколько дней в Париже, то очень выгодный вариант - Carte Orange. Этот билет действует с понедельника по воскресенье, и для него нужна фотография (сфотографироваться можно и в метро). Подробнее см на транспортном сайте и в форумах на сайте www.infrance.ru. В 2009 г. Carte Orange сменила Navigo Decouverte. Способ действия аналогичный. Покупаем карту за 5 евро, вклеиваем фото, пишем имя. Потом заряжаем карту на нужное количество зон. Карта на 5 зон будет стоить 38 евро (33+5). Действует с понедельника по воскресенье, продается с пятницы.
Транспортные сайты активно рекламируют карту Paris Visite, но, если внимательно изучить условия, становится ясно, что это самый невыгодный вариант из всех возможных: использовать ее только на транспорте не выгодно - есть более дешевые варианты, а скидки на достопримечательности - только на самые ненужные и малопосещаемые. Лучше использовать карне, или Мобилис (если много перемещений в течение дня), или Навиго Декувер + музейную карту Paris Museum Pass (подробнее о ней - на странице гостевые карты). Карта Paris Visite может оказаться выгодной для ребенка, для которого нет скидки по Навиго. Кроме того, Paris Visite дает 20% скидки на билет "1 день/ 2 парка" в Диснейленд (также скидки в Венсенский донжон, на Триумфальную арку, в Фонтенбло, на пароходик по Сене, в Эксплору, парк "Франция в миниатюре", башню Монпарнас, Пантеон, Опера Гарнье).
По Сене
Посмотреть на Париж с кораблика - один из пунктов обязательной программы туриста. Возможны разные варианты - от больших до маленьких.
Один из самых популярных - Bateaux Mouches (www.bateauxmouches.com). Это большие плоские корабли с открытой палубой, битком набитые громко кричащими туристами, стоимость 10 евро (2009 г.).
Второй подобный вариант - Bateaux Parisiens (www.bateauxparisiens.com), отправляются от Эйфелевой башни (от башни направо), комментарии на 13 языках, в том числе на русском (аудиогид), 11 евро.
Кораблики поменьше - Vedettes de Paris (www.vedettesdeparis.com), отправляются от Эйфелевой башни (от башни налево), комментарии на английском и французском, стоимость от 7.50 до 11 евро.
Велосипед в Париже
Велосипед, конечно, сильно бы облегчил жизнь путешественника в Париже, так как расстояния самые что ни на есть велосипедные. Но этот город не очень приспособлен для велосипедных передвижений - нет специальных дорожек, много транспорта, нет стоянок для велосипедов. Но летом 2007 г. власти города всерьез решили превратить его в велосипедный рай а-ля Амстердам. Для этого были задуманы мунициапальные автоматические пункты проката велосипедов: везде у достопримечательностей устраивают стоянки. Большие плакаты объясняют, как всем этим пользоваться, надо сказать, довольно путанная инструкция. Не знаю, насколько правильно по ней нам удалось посчитать (а может, и тарифы изменятся после проверки нововведения "на местности"), но 2 часа на велосипеде должны стоить 7 евро.

Париж. Часть 1
Париж. Часть 2
Париж. Музеи

наверх

Транспорт в Шамони (Ле Файе/Сен-Жерве - Сервоц - Лез Уш - Шамони-Монблан)

www.trainstouristiques-ter.com - туристические поезда, в том числе экспресс Монблан (регион Рона-Альпы)
www.chamonix.com - сайт Шамони, в том числе расписание транспорта (закладка Free transport)
От Сен-Жерве (Saint-Gervais) до Ле Файе (Le Fayet)
Вокзал, куда приходят поезда из Парижа, конечно, называется Сен-Жерве - Ле Файе. Но не верьте глазам своим. Деревня-то называется Ле Файе, а до Сен-Жерве пешочком круто в горку (без асфальтовой дороги для пешеходов и их чемоданов) от 40 мин до 1 ч. Ходит (редко) автобус SAT (c 8.40 до 19.10, 7 раз в день, в обратную сторону с 8.00 до 20.05), 2 евро. Такси от вокзала - 12 евро, рано утром от гостиницы - 15 евро. Вывод: Сен-Жерве не самое удобное место для ночевки.
От Ле Файе до Шамони (и дальше по долине)
Если вы поселились в Сен-Жерве или Ле Файе, то вам неизбежно придется добираться до долины Шамони на экспрессе Монблан. Его расписание можно найти на сайте www.trainstouristiques-ter.com. Есть два экономичных тарифа - тариф Монблан (50% скидки на путешествия, начинающиеся в Сен-Жерве или Chatelard -Frontiere) и тариф Passeport pour les cimes (Passport for the summits) - за 20 евро можно перемещаться без ограничений на участке Saint-Gervais - Vallorcine в течение 7 дней (продается с 1 июля до 30 сентября). Билет Passeport pour les cimes мы окупили за 2 дня - можно спокойно ездить, не думая о покупке билетов. Кассир в нашем случае не знал о таком билете. Объяснить удалось следующим образом: на бесплатном буклете с расписанием экпресса, взятом со стенда, имеется информация об этом проездном - пришлось показать буклет тетеньке и сказать "хочу вот это". Билет компостируется перед первой поездкой. В 2009 г. на сайте экспресса Монблан данный тариф найден не был, вероятно, он больше не существует.
Если вы живете в гостинице в Сервоце (Servoz), Лез Уше (Les Houches), Шамони (Chamonix), Валлорсине (Vallorcine), ваша жизнь становится легкой и приятной - в гостиницах выдают карты гостя, по которым можно перемещаться внутри долины на участке от Сервоца до Валлорсина бесплатно на экспрессе или автобусах.
Расписание транспорта в долине и в самом Шамони можно посмотреть на сайте www.chamonix.com.
На страницу "Шамони - Монблан"

наверх

Транспорт в Туре и окрестностях

www.filbleu.fr - автобусы в Туре
www.touraine-filvert.com - автобусы по пригородам Тура
www.tlcinfo.net - автобусы региона Луара-Шер
Тур - большой город, в нем довольно много автобусов. Есть два вокзала - собственно Тур (Tours) и Сен-Пьер де Корп (Saint-Pierre des Corps). Второй - это вокзал TGV.
От Сен-Пьер де Корп до центра можно добраться на автобусе № 3 (остановка напротив вокзала) или на электричках, называемых наветтами.
Карты местных автобусов скачиваются с сайта www.filbleu.fr, закладка Horaires Trajets. Стоимость проезда - 1.25. Если вам нужно часто пользоваться автобусами, возможны различные скидки. Подробнее см на том же сайте, раздел Tarifs et Services.
Из пригородных автобусов наиболее интересны для туриста линия С (направление Montrichard, через Амбуаз, Шенонсо) и линия V (Савоньеры, Вилландри, Азе-ле-Ридо, 2 раза в день, в июле и августе каждый день, в другие месяцы по определенным дням, можно брать велосипеды). Поиск нужного автобуса может занять довольно длительное время: водители не знают, где какой автобус, поэтому узнавать лучше в информационном центре (небольшое здание рядом со стоянкой автобусов). Кроме того, автобус может сбежать из-под самого вашего носа, за 5 минут до положенного по расписанию времени.
Один из самых лучших в Туре и вообще долине Луары видов транспорта - велосипед. Отличнейшие велосипедные дорожки, маршруты, проходящие вдоль рек, вдали от больших дорог, живописная сельская местность с полями, красными от маков, - проведите здесь на велосипеде хотя бы один день! В Туре велосипед напрокат можно взять рядом с вокзалом: rue charles Gilles (сразу от вокзала налево). Подробнее о том, как добраться до замков, см. на странице, посвященной замкам.
страница "Тур"
Замки Луары

наверх

Транспорт в Лионе

www.sytral.fr - транспорт в регионе, планы маршрутов
www.tcl.fr - транспорт в Лионе, планы, тарифы
Лион - большой промышленный город, в нем даже есть четыре линии метро. А кроме того, автобусы, троллейбусы, трамваи и фуникулеры. По центру Лиона можно передвигаться пешком, но пригодится и метро. Одна поездка (2009 г.) - 1.60, 10 билетов - 13.30. Билет на 2 часа - 2.30, билет на целый день - 4.50. На проездных (на 2 часа и на целый день) нужно написать фамилии и компостировать их каждый раз при смене транспорта (за исключением пересадки с одной линии метро на другую).
На страницу "Лион"

наверх



Франция главная
Карты
На главную



Hosted by uCoz