Главная   |   Страны   |   Форум   | Скачать   |   Проверено!   |   Словарь  |   Новости   |   Карта сайта   |   Контакты

Последнее обновление - 25.05.2010

Словарь

Далеко не каждый путешественник обладает глубокими познаниями в области искусства и истории, мало кому в школе рассказывали про строение греческого храма, а если и рассказывали, то вспомнить, о чем шла речь, нелегкий труд. Но как только мы начинаем путешествовать, ходить на экскурсии, читать путеводитель, на нас начинают сыпаться, как горох, звучные слова: "барокко", "готика", "коринфский ордер", "портик", "борьба за инвеституру"....
Задача этого нового раздела - попытаться коротко и ясно объяснить часто встречающиеся понятия, не претендуя на то, чтобы полностью их охватить. И заранее извиняемся за ошибки. Если вам захочется более полной информации - Интернет всегда поможет! :))
Раздел будет заполняться постепенно (очень, оказывается, сложная задача).
Если вы считаете, что какое-то понятие обязательно нужно включить в словарь, - напишите нам (travelaloneru@gmail.com).
Использованы материалы Википедии, www.school.edu.ru, www.about-art.ru, www.wga.hu.

Искусство

А-И
  • Ампир
  • Антаблемент
  • Апсида
  • Аркбутан
  • Ар-нуво
  • Архитектурный ордер
  • Архитрав
  • Базилика
  • Барокко
  • Возрождение (Ренессанс)
  • Волюта
  • Гаргулья (горгулья), химера
  • Готика
  • Готический собор
  • Греческий храм. Строение
  • Дорический ордер
  • К-Ре
  • Ионический ордер
  • Импрессионизм
  • Искусство Средневековья
  • Каннелированная колонна
  • Капитель
  • Кариатида
  • Классицизм
  • Клуатр
  • Контрфорс
  • Коринфский ордер
  • Косматеско
  • Крипта
  • Люнета
  • Маньеризм
  • Маскарон
  • Модерн
  • Нартекс
  • Нервюра
  • Неф
  • Палладианство
  • Пилястра
  • Портик
  • Путто
  • Реализм
  • Ренессанс (Возрождение)
  • Ро-Я
  • Рококо
  • Романский стиль
  • Романтизм
  • Символизм
  • Средневековое искусство
  • Средокрестие
  • Стилобат
  • Стукко
  • Табернакль
  • Трансепт
  • Фахверковые дома
  • Фриз
  • Фронтон
  • Юбилейный год


  • История

  • Авиньонское пленение
  • Бенедиктинцы
  • Бурбоны
  • Великая Схизма
  • Война Алой и Белой розы
  • Иезуиты
  • Йорки
  • Инвеститура
  • Капетинги
  • Каролинги
  • Крестовые походы
  • Ланкастеры
  • Монашеские ордена
  • Оглашенные
  • Реформация
  • Священная Римская империя
  • Столетняя война
  • Тридцатилетняя война
  • Францисканский орден
  • Ампир

    Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш) Ампир: Триумфальная арка, Вамдомская колонна Ж. Лепена и Ж. Гондуэна. Основными представителями ампира в зодчестве были Шарль Персье и Пьер Фонтен - придворные архитекторы Наполеона. Но в основном они занимались отделкой интерьеров и работами для художественной промышленности. Излюбленная гамма цветов - белые, голубые, розовые, светло-зеленые, кремовые приглушенные тона. Переходным к стилю ампир был стиль Директории. Ведущие мастера ампира Персье и Фонтен внесли в интерьер мотивы помпейских росписей и египетского искусства. Темы пасторалей исчезают и появляются героические и триумфальные мотивы: гирлянды, венки, императорские орлы, военные римские доспехи, античный геометрический орнамент, фигуры в античных одеждах, рог изобилия; египетские темы: сфинксы, мумии, обелиски. В мебели предпочтение отдается красному дереву с бронзовыми позолоченными деталями. Черты ампирного интерьера были распространены и в Англии, и в Германии, и в Италии. Что касается мебели, то она тоже приобретает черты классицизма (стиль Людовика XVI). Формы кресел, комодов, секретеров, столов приобретают четкий конструктивный характер. Большую роль играет прямой угол. Мебель находится под сильным влиянием античных образцов. Большие деревянные плоскости тонко обрамлялись бронзовыми накладными деталями: гирляндами, лентами. В отделке мебели использовались бисквитные и фарфоровые медальоны. Мебель преимущественно была невысокой. Цветовая гамма ампира резко отличается от 18 в. Вводятся интенсивные тона: пурпур, малиновый, синий, зеленый, желтый цвета. Широко применяется позолота. В интерьерах, как и в 18 в. широко применяются шелковые ткани, ими обтягивались стены.

    к содержанию

    Классицизм

    Классицизм
    Период 17 в. - в основном Франция, 18 в. - вся Европа (в зарубежном искусствоведении классицизм 18 в. называется неоклассицизмом). Предшествует рококо, сменяет романтизм. Ампир - стиль эпохи Наполеона
    Философия Идеи рационализма, философия Декарта. Художественное произведение должно соответствовать строгим канонам, отражая стройность и логичность самого мироздания. Идеология просветителей: установление "царства разума", основанного на "естественном праве", предоставление политических свобод и гражданского равенства. Путь к достижению цели - распространение знаний.
    Черты эпохи Абсолютная монархия (Людовик 14, Екатерина 2). Территориальные войны: за испанское наследство (1702-1714), за австрийское наследство (1740-1745), Северная (1700-1723) и Семилетняя войны (1756-1763). Европейские монархи делили между собой и земли Америки, Индии и др. Развитие капитализма.
    Необходимость организовывать и перестраивать обширные городские пространства. Перестройка многих европейских и российских городов в эстетике классицизма (Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и др.).
    Создание академических школ живописи. Раскопки древних городов, в том числе Помпей. Труды по теории искусства, прославлявшие античное наследие (Винкельман, Палладио и др.). Молодые художники, скульпторы и архитекторы изучают античное искусство и искусство эпохи Возрождения в Италии.
    Характерные черты Строгая иерархия жанров (высокие и низкие), каждый жанр имеет набор признаков, жанры не должны смешиваться. Возвышенное и героическое чувство долга должно торжествовать над прочими неразумными чувствами. Пороки и добродетели четко разграничивались. Идеализация воинской доблести и мудрости правителей. Искусство античности - норма и образец. Детали должны выполнять конструктивную функцию.
    Живопись. Геометрически точная композиция, правильное соотношение цветов, упорядоченные пейзажи, введение архитектурных кулис в композицию.
    Скульптура. Идеализация деятелей современности. Они изображаются в виде античных богов или в тогах. Популярность такой скульптурной формы, как надгробный памятник. Ценится чистота линий, отсутствуют сильные эмоции.
    Архитектура. Обращение к формам античного зодчества как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Регулярность планировки и четкость объемной формы. Использование ордерной системы. Сдержанность декоративного убранства. Стены отделяются от потолков карнизами, используются пилястры или полуколонны. В симметричном орнаменте преобладают античные и сельские сюжеты. Палладио и палладианство. Регулярная система планировки городов. Развитие регулярного французского парка.
    Представители Франция: Николя Пуссен, Лебрен, Жан-Луи Давид, Энгр (живопись), Пигаль, Гудон (скульптура), Жак Анж Габриэль, Суффло, Леду, Булле (архитектура)
    Италия: Антонио Канова (скульптура), Палладио, Скамоцци (архитектура)
    Россия: Шубин, Козловский, Мартос (скульптура), Баженов, Карл Росси, Воронихин, Захаров (архитектура)
    Англия: Уильям Кент, Иниго Джонс, Роберт Адам, Неш (архитектура)
    Германия: Лангганс, Шинкель (архитектура)
    Пуссен. Лето Пуссен. Поклонение волхвов Пуссен. Триумф Нептуна Давид. Клятва Горациев Давид. Смерть Сократа Энгр. Автопортрет Энгр. Рафаэль и Форнарина
    Суффло. Пантеон (1758-1789 гг., Париж) Лангганс. Бранденбургские ворота (1789—1791 гг., Берлин) Иниго Джонс. Вилла королевы (1616—1636 гг., Гринвич) Роберт Адам. Большой зал Сион-хауса (Лондон) Баженов. Дом Пашкова (1784—1786 гг.) Кваренги. Павловский дворец (1783 г.) Палладиев мост в Царском селе (1774 г.)
    Канова. Амур и Психея (1786-1793, Лувр) Канова. Паолина Боргезе (1804-1808, Рим, Галерея Боргезе) Гудон. Диана (1777 г., Лувр) Торвальдсен. Лев (1820 г., Люцерн) Шубин. Екатерина 2 - законодательница (1789-1790 гг.) Фальконе. Памятник Петру 1 (1768—1770 гг.) Пигаль. Мальчик с клеткой (1750 г., Лувр)

    к содержанию

    Модерн

    к содержанию

    Рококо

    Придворное искусство развивалось в стиле рококо (рокайль). Основными заказчиками были король и аристократия. Преуспевающим модным художником, которому покровительствовала сама мадам де Помпадур, был Франсуа Буше (1703-1770). Он создал типичный вариант придворного рокайля, легковесного и манерного. Он писал пасторальные сцены с жеманными псевдопастухами и псевдопастушками, эротические сцены, пухленьких обнаженных прелестниц под видом Диан и Венер ("Купание Дианы", "Туалет Венеры"), писал и сельские пейзажи ("Пейзаж в окрестностях Бове") - какие-нибудь заброшенные мельницы и поэтические хижины больше похожие на театральные декорации. В своих картинах Буше использовал характерные для рококо краски: розовые, бледно-зеленые, дымчато-голубоватые, - они превращали картины в воздушное пирожное. В 1740 г. приятель Буше Нирон в одном из своих стихотворений говорит от лица знаменитого живописца мадам Помпадур: Одним из величайших мастеров французского искусства был Антуан Ватто (1684-1721) (Буше считал себя его учеником). Он писал "галантные празднества", но внес в изображение жизни светского общества подлинную поэзию. "Общество в парке", "Квартет", "Праздник любви" - это шедевры утонченной живописи иного, чем у Буше рококо. Лиричны и задушевны его картины, посвященные театру ("Жиль"). Его реалистичные картины исполнены с присущим ему изяществом ("Капризница", ок.1718), "Лавка Жерсена", 1720). "Лавку Жерсена" Ватто писал будучи смертельно больным. Он вернулся из Лондона после неудачной поездки к доктору, остановился в доме Жерсена и за несколько дней написал для него вывеску, в которой изобразил его лавку и знатных посетителей, рассматривающих картины, продавцов и слуг, упаковывающих в ящик купленный портрет. Этой картиной Ватто положил начало развитию французской реалистической живописи. Продолжателем стиля рококо с реалистическими исканиями был Жан Оноре Фрагонар (1735-1806), он был учеником Буше и Шардена. В его картинах царит игривая эротика, так модная в галантном веке ("Поцелуй украдкой", "Выигранный поцелуй"). Художниками третьего сословия были Жан Батист Шарден (1699-1779) и Жан Батист Грез (1725-1805). Шарден - сын парижского ремесленника-столяра, прошел выучку у академических живописцев, но его работы далеки по темам от академических. Естественны и просты его жанровые картины: "Прачка" (1737), "Гувернантка", "Молитва перед обедом". Шардена можно считать и создателем реалистического портрета этой эпохи ("Автопортрет", "Портрет жены"). Излюбленным жанром Шардена был натюрморт. Этот жанр вошел в моду в 18 в. под влиянием голландцев. Его натюрморты имеют уравновешенную гармоническую структуру (Шарден подолгу делал композиции из натуры). Именно в натюрмортах ("Медный бак",1730-е; "Корзина с персиками", 1768; "Натюрморт с атрибутами искусства", 1760-е) проявился дар Шардена как великого колориста. Умение передать форму предметов, игру света, оттенки окружающей среды оценил Дидро, считавший его "первым колористом Салона". Его любимыми цветами были серебристо-серый, темно-коричневый, синевато-стальной, розово-красный, белый, черный. Реалистическое искусство Шардена получило поддержку передовой художественной критики. Успехом у критики и у Дидро пользовался и Грез. Но, пожалуй, первый среди французских художников стал проповедником буржуазной морали. Его сентиментальные картины ("Отец семейства, объясняющий своим детям библию", 1755; "Паралитик, или Плоды хорошего воспитания", 1763) имели временный успех у буржуазии.

    к содержанию



    Hosted by uCoz