Последнее обновление - 16.11.2009
Словарь. Искусство К-Р
Вы пришли сюда по ссылке и не обнаружили статьи - извините. Ссылки ставятся быстрее, чем находится время для статьи.
Каннелированная колонна
Каннелюра - вертикальный желобок на колонне. Каннелюры начали использовать в Древнем Египте и широко использовали в античной архитектуре (см. также Греческий храм. Строение).
к содержанию
Кариатида
Кариатида — статуя женщины, заменяющая собой колонну или пилястру.
к содержанию
Клуатр
Клуатр — типичная для романской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря или крупной церкви. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окруженный галереей.
к содержанию
Косматеско
Стиль косматеско назван так по фамилии семьи мастеров Космати, которые работали в Риме в 12-13 вв. Для косматеско характерно использование мозаики, которую выкладывали в виде геометрических узоров.
к содержанию
Крипта
Подземное сводчатое помещение в соборе, расположенное под алтарем или под хорами. В Древнем Риме криптой называлось любое сводчатое подземное или полуподземное помещение. Начиная с 7 в. в криптах хранились мощи святых и мучеников.
к содержанию
Люнет(а)
Пространство в виде полукруга или части круга, образованное аркой и ее опорами, над дверьми или окнами. Часто расписывались или украшались скульптурами.
к содержанию
Маньеризм
Период |
20-40-е гг. 16 в. - первая треть 17 в. |
Характерные черты |
Маньеризм использовал приемы живописи Возрождения, но без его гуманистической идеи. Мир предстает неустойчивым, шатким, находящимся в состоянии распада. Образы маньеризма полны тревоги, беспокойства, напряженности, основой становится не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определенных приемов. Среди них — произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски. Постепенно картины становятся похожими на декоративные панно, предназначенные для украшения стен.
В скульптуре сочетаются причудливость форм с плавностью, изысканностью и элегантностью |
Представители |
Италия: Якопо Понтормо, Пармиджанино, Аньоло Бронзино, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Россо Фьорентино;
Бартоломео Амманнати и Джамболонья |
|
|
|
|
|
|
|
Арчимбольдо. Весна (1573 г., Лувр, Париж) |
Бронзино. Элеонора Толедская с сыном (1545 г., Уффици, Флоренция) |
Бронзино. Святое семейство (1534-1540 гг., художественно-исторический музей, Вена) |
Джулио Романо. Мадонна (1523 г., Национальная галерея древнего искусства, Рим) |
Пармиджанино. Мадонна с младенцем и святыми (1530 г., Уффици, Флоренция) |
Пармиджанино. Автопортрет в зеркале (1524 г., художественно-исторический музей, Вена) |
Пармиджанино. Отдых на пути в Египет (1524 г., Прадо, Мадрид) |
к содержанию
Маскарон
Маскарон — скульптурное украшение здания в форме головы человека или животного. Маскароны могут носить комический, нейтральный или романтический облик. Как правило, маскарон размещается над аркой, над оконным или дверным проемом.
к содержанию
Нартекс
Помещение при входе в храм, где стояли те, кто не имел права в него войти (кающиеся, бесноватые и оглашенные).
к содержанию
Неф
Неф (от лат. "корабль") — вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Нефы характерны для древнегреческих храмов, базилик. В христианских храмах обычно 3 или 5 нефов (как правило, нечетное число), центральный неф шире и выше остальных, но бывают храмы и с одинаковыми нефами. Кроме продольных, нефы бывают поперечные — трансепты. В раннехристианских базиликах трансепт заканчивал здание со стороны алтаря. Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, образовав с центральным нефом крест - латинский (центральный неф длиннее) или греческий (нефы одинаковой длины). Нефы используются и в светских сооружениях.
к содержанию
Палладио и палладианство
Палладио - архитектор периода позднего Возрождения, родом из Падуи. Учился и работал в мастерских в Виченце, изучал античную архитектуру. Строил в Венеции, виллы вокруг Венеции, Падуи и Виченцы. Особенность строений Палладио - их гармоничность и простота. Он использовал сочетания колонн разной высоты и разных ордеров, накладывал портики и арки на простые геометрические архитектурные объемы и этим подчеркивал чистоту форм и гармонию их соотношений. Из наиболее значимых его построек: паллаццо делла Раджионе (базилика Палладио), театр Олимпико в Виченце, вилла Ла Ротонда (Альмерико-Вальмарана) в окрестностях Виченцы, вилла Фоскари в окрестностях Падуи, церковь Сан-Джорджо Маджоре в Венеции. Виллы Палладио были объявлены объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Кроме архитектурного наследия, Палладио оставил также и литературные труды по истории и теории архитектуры.
Палладио оказал огромное влияние на последующую архитектуру барокко и классицизма. Созданное его последователями направление получило название палладианства (Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент — в Англии, Винченцо Скамоцци — в Италии, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон — в России, Томас Джефферсон — США и другие).
Список и характеристика созданных Палладио строений, а также как к ним добраться - на сайте www.cisapalladio.org.
к содержанию
Пилястра
Пилястра или пилястр - вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну (имеет базу и капитель и часто повторяет части и пропорции ордерной колонны). Пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы. Служат как для украшения, так и для усиления стены.
к содержанию
Портик
Крытая галерея, с одной стороны открытая (ряд колонн с арками или без), с другой - закрытая стеной (глухой или с окнами и дверьми).
к содержанию
Путто или путти
Образ мальчика с крыльями, амурчик. Часто использовался в искусстве барокко и Ренессанса.
к содержанию
Романский стиль
Романский стиль проявился в основном в архитектуре. Происхождение термина: в 19 в. была установлена связь между архитектурой 11-12 вв. с древнеримской. По отношению к английской романской архитектуре употребляется термин "норманнская".
Период |
Конец 10 в. - 12 в. |
Исторические предпосылки |
Создание Священной Римской империи - попытка воссоздать могущество Древнего Рима Карлом Великим и его последователями. Завоевание норманнами Англии.
На архитектуру повлияли сохранившиеся раннехристианские базилики времен Константина и византийская архитектура. Благодаря торговле и крестовым походам, в которые были вовлечены множество людей, европейские мастера познакомились с этой архитектурой. Католические монашеские ордена также послужили распространению единого стиля, хотя в каждой стране романская архитектура имеет свои черты |
Характерные черты |
Лаконичность, прочность и основательность здания. Массивные гладкие стены, большие башни. Узкие окна, полукруглые арки. Основные постройки - похожие на крепости соборы и замки. Главный элемент композиции замков - башня-донжон. Замки и города окружались стенами с башнями. Для создания зданий используются простые объемы: кубы, параллелепипеды, призмы, цилиндры.
Романский собор - в плане раннехристианская базилика или круглый храм. Весь вес приходится на стены и столбы, поэтому они должны быть мощными. Вместо предшествовавших деревянных перекрытий используются своды. В качестве декора основное место заняли монументальные рельефы, украшавшие порталы или весь фасад, в интерьере - капители. Также использовались фрески, появились витражи.
Главные темы живописи и скульптуры связаны с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций. Во всех видах романского искусства часто важнейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.
Расцвет книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, создания эмалей, ткачества, ювелирного искусства
|
Примеры |
Италия: Санта Мария ин Космедин, Баптистерий во Флоренции, кафедральный собор в Пизе
Франция: аббатства в Каене, Монт Сан-Мишель, Клюни, Фонтевро
Англия: соборы в Солсбери, Кентербери, Рочестере, Дареме, Норидже. Тауэр, замок Рочестер
Испания: Сантьяго де Компостела
Германия: аббатства в Майнце, Вормсе, Шпайере, Бамберге, кафедральный собор Вюрцбурга, Шотландская церковь в Регенсбурге
|
|
|
|
|
|
|
|
Кафедральный собор Арля |
Сантьяго де Компостела |
Регенсбург. Портал церкви св. Якоба |
Собор Рочестера |
Монт Сен Мишель |
Пизанский соборный комплекс |
Пизанский собор. Центральная мозаика |
|
|
|
|
|
|
|
Собор Бамберга |
Собор в Майнце |
Собор в Монпелье |
Замок в Рочестере |
Церковь Сен Жермен. Париж |
Голубая башня. Бад Вимфен. Германия |
Круглая башня. Виндзор |
к содержанию
|