Последнее обновление - 05.12.2009
Словарь. Искусство А-И
Вы пришли сюда по ссылке и не обнаружили статьи - извините. Ссылки ставятся быстрее, чем находится время для статьи.
Апсида
Апсида — выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.
к содержанию
Базилика
Базилика - прямоугольное здание с нечетным числом разных по высоте нефов. В форме базилик со 2 в. н.э. строились римские публичные и религиозные здания (например, базилика Максенция на Римском форуме), римляне заимствовали этот тип строения у греков. С распространением христианства и необходимостью увеличения размеров храмов в форме базилик стали строить христианские храмы. Образцом послужила базилика императора Константина в Трире - двухэтажное строение с одним нефом и абсидой, служившее тронным залом. Позднее, также в правление императора Константина, в Константинополе построили первую базилику с трансептом в форме латинского креста.
У католиков базилика также особый статус, который дается большим и значимым соборам. Четыре главные папские "юбилейные" (см. Юбилейный год) базилики в Риме: собор св. Петра, Латеранский собор, Санта Мария Маджоре, Св. Павел "За стенами". Среди меньших папских базилик: собор св. Антония в Падуе и собор св. Франциска в Ассизи.
к содержанию
Барокко
Происхождение термина - обычно связывают с порт./исп. словом barocco - "жемчужина неправильной формы".
Период |
Конец 16 - начало 18 в. (началось в Италии). Сменило маньеризм, за ним пришло рококо |
Исторические предпосылки |
Реформация - 16 в. |
Философия |
Деизм (идея спящего Бога, которому бесполезно молиться, но у которого можно учиться). Просвещение.
Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Мир сложен и противоречив.
|
Черты эпохи |
Идея облагораживания естественного (то есть дикого) на началах разума: возникновение этикета, флирта, дуэлей, французского регулярного парка.
Научные открытия (Галилей, Линней, Ньютон, Левенгук и др.), географические открытия.
Развлечения ради развлечений: променады, прогулки на лошадях, карточные игры, театр, балы-маскарады, качели, фейерверки
|
Живопись
Характерные черты |
Динамизм композиций, пышность форм, яркие цвета, необычность сюжетов (религиозные, мифологические сюжеты, пейзажи), декоративность. Уравновешенные композиции Возрождения сменяются свободными и как бы случайными (фигуры смещаются со своего центрального положения и преимущественно располагаются по диагональным линиям), что создает впечатление двигающегося пространства. Стремление к динамике форм породило использование различных контрастов: контрастов образов, цветов, теней и света. |
Представители |
Италия: Караваджо, Гвидо Рени, Карраччи, Пьетро да Кортона, Каналетто, Гварди, Беллотто
Франция: Пуссен
Испания: Веласкес, Эль Греко, Рибера, Мурильо
Голландия: Рубенс, Рембрант, Вермеер, Ван Дейк
|
|
|
|
|
|
|
|
Веласкес. Христос у колонны (1632 г., Национальная галерея, Лондон) |
Веласкес. Венера у зеркала (1653 г., Национальная галерея, Лондон) |
Веласкес. Менины (1656 г., Прадо, Мадрид, фрагмент) |
Пуссен. Танец под музыку времени (1638-1640, собрание Уоллес, Лондон) |
Пуссен. Пастухи в Аркадии (1640 г., Лувр, Париж) |
Мурильо. Святое семейство с птицей (1650, Прадо, Мадрид) |
Рибера. Аполлон и Марсий (1637 г., Неаполь) |
|
|
|
|
|
|
| |
Рибера. Святая Троица (1636 г., Прадо, Мадрид) |
Рибера. Старая ростовщица (1638 г., Прадо, Мадрид) |
Эль Греко.
Святая Троица
(1577 г., Прадо.
Мадрид) |
Эль Греко.
Христос на кресте
(1585-1590 гг.,
Лувр, Париж) |
Эль Греко.
Вид Толедо
(1604-1614. Музей
Метрополитен, Нью-Йорк) |
Ван Дейк. Конный портрет Карла 1 (1638 г., Национальная галерея, Лондон) |
Мурильо. Непорочное зачатие (1665-1670, Прадо, Мадрид) |
|
|
|
|
|
|
|
Рембрандт. Возвращение блудного сына (ок. 1669 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург) |
Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа (1617 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) |
Вермеер. В мастерской художника (1667 г., Вена) |
Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой (1665-1670 гг., Гаага) |
Вермеер. Кружевница (1664 г., Лувр, Париж) |
Вермеер. Молочница (1658 г., Амстердам) |
Ван Дейк. Отдых на пути в Египет (1630 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) |
|
|
|
|
|
|
|
Рембрандт. Ночной дозор (1642 г., Амстердам) |
Рембрандт. Даная (1636 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург) |
Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа (1632 г. Гаага) |
Рубенс. Суд Париса (1625 г., Национальная галерея, Лондон) |
Ван Дейк. Портрет Карла 1 в трех ракурсах (1636 г., Виндзорский замок) |
Каналетто. Прибытие французского посольства |
Каналетто. Вестминстерское аббатство |
|
|
|
|
|
|
|
Караваджо. Мальчик с корзиной фруктов (ок. 1593 г., галерея Боргезе, Рим) |
Караваджо. Юдифь и Олоферн (ок. 1598 г., Национальная галерея искусства, Рим) |
Караваджо. Призвание св. Матфея (1600 г., капелла Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези, Рим ) |
Караваджо. Положение во гроб (1603 г., Ватикан) |
Карраччо Аннибале. Вакханка и сатир (1590 г., галерея Уффици, Флоренция) |
Карраччо Аннибале. Бегство в Египет (ок. 1603 г., галерея Дориа Памфили, Рим) |
Гвидо Рени. Давид с головой Голиафа (1605 г., Лувр, Париж) |
Скульптура
В барочной скульптуре особое значение приобретают группы фигур, динамика и движение человеческих форм - они закручиваются вокруг центральной оси. Часто барочные скульптуры сочетаются с фонтанами. Наиболее полно черты барокко отразились в скульптурах Бернини. Представителями барокко во Франции были Франсуа Жирардо и Пьер Пюже, во Фландрии - Франсуа Дюкенуа, его ученик Арт Квеллин Старший, в Германии - Себасьтян Вальтер (Дрезден), Андреас Шлютер (Саксония), в Австрии - И. Б. Фишер фон Эрлах, М. Раухмиллер.
|
|
|
|
|
|
|
Бернини. Аполлон и Дафна (1622—1625 гг., галерея Боргезе, Рим) |
Бернини. Похищение Прозерпины (1622 г., галерея Боргезе, Рим) |
Бернини. Давид (1623 г., галерея Боргезе, Рим) |
Бернини. Экстаз св. Терезы (1644—1652 гг., Санта-Мария-делла-Виттория, Рим) |
Бернини. Фонтан Четырех рек (1648—1651 гг., площадь Навона, Рим) |
Шлютер. Фридрих 2 фон Гессен-Хомбург (Берлин) |
Жирардон. Аполлон и нимфы (1666-1673, Версаль) |
Архитектура
Характерные черты |
Главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля (например, появление дворцово-парковых ансамблей). Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу. В оформлении фасадов используются спиралевидные детали - волюты. Мощный пространственный размах, сложность текучих форм и криволинейность планов, связь с окружающим пространством и различными видами искусства. Иногда декоративное, живописное начало преобладает над конструктивно-практическим. Скульптура и живопись заслоняют и деформируют архитектурные формы. Соборы: длинные узкие нефы сменяются широкими, местами округлыми формами. Особое внимание уделяется освещению, контрасту тени и света.
Интерьеры: обилие лепнины и росписи на потолках и стенах, деревянных (часто позолоченных) путто, стукко (искусственный мрамор), предельно сложная обработка предметов мебели, интерьеры украшаются статуэтками, бюстами, чашами, бокалами, изделиями из золота и серебра, используется цветной мрамор, тканая обивка, бархат, позолоченная бронза, перламутр.
|
Представители |
Италия: Мадерна, Борромини, Бернини, Райнальди, Гварини, Баччо ди Бьянко. Фасад собора св. Петра, площадь св. Петра, церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, палаццо Барберини, фасад церкви Санта Мария Маджоре в Риме, церковь Сан Лоренцо в Турине, церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции, палаццо Пезаро в Венеции, вилла Альдобрандини во Фраскати
Франция: Лемерсье, Мансар, Ленотр, Лево. Версаль, Во-ле-Виконт, собор Инвалидов
Германия: Бальтасар Нойманн. Дворец в Людвигсбурге, Цвингер
Австрия: Фишер фон Эрлах, Хильдебрандт
Испания: Чурригер
|
|
|
|
|
|
|
|
Иль Джезу (1575 г., Рим) |
Базилика Санта-Мария Маджоре(Ф. Фуга, 1734—1750, Рим) |
Фасад собора св. Петра (Мадерно, Рим) |
Палаццо Мадама (1718—1721 гг., Турин) |
Цвингер (Пёппельман, 1711—1728 гг., Дрезден) |
Церковь Сант-Аньезе ин Агоне (Борромини, 1653—1657 гг., Рим) |
фонтан Дианы и Актеона (1752-1774 гг., дворцово-парковый ансанбль Казерта, Неаполь) |
|
|
|
|
|
|
|
Азамкирхе (церковь св. Иоанна Непомука) (братья Азам, 1733—1746 гг., Мюнхен) |
Дворцово-парковый ансамбль Версаля (1661—1689 гг.) |
Фрауэнкирхе (Георг Бер, 1726—1743 гг., Дрезден) |
Собор Св. Павла (Рен, 1675—1710 гг., Лондоне) |
Карлскирхе (Фишер фон Эрлах, 1737 г., Вена) |
Резиденция архиепископа-курфюста Франконии (Нейман Бальтазар, 1719—1744 гг., Вюрцбург) |
Дворец Бленхейм (John Vanbrugh, 1705-1722 гг.) |
|
к содержанию
Возрождение (Ренессанс)
Период |
14-16 вв. (в разных странах по-разному). Предшествует - готика, сменяет - маньеризм. |
Исторические предпосылки и черты эпохи |
Падение Византийской империи в 1204 г. и окончательное падение Константинополя в 1453 г. под натиском турок вызвало бегство греков в Италию. Первые раскопки в Италии - открытие античной скульптуры, изучение античной литературы
Рост городов-республик, рост влияния третьего сословия - мастеровых, ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Возникают светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Изобретение книгопечатания в 15 в. - распространение новых взглядов. Рост числа грамотных и образованных людей. Научно-технические открытия: изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, открытия в области медицины (Парацельс) и астрономии (Коперник). Появление слоя интеллигенции - людей, занимающихся умственным трудом.
Вместе с тем эпоха Возрождения - расцвет инквизиции, преследование ведьм и ученых. Религиозные войны
Расцвет монархии, уже не зависящей от церкви, - становление абсолютной монархии
Великие географические открытия (Магеллан, Васко да Гама, Колумб).
Политическое, социальное и культурное развитие Италии: рост городов-государств (Флоренция, Рим, Генуя, Милан, Венеция), появление мануфактурного производства, рост оборотов торговли (особенно Венеция и Флоренция), развитие банковского дела - рост богатства. Вместе с тем неустойчивость политической ситуации, различные катаклизмы (чума - Черная смерть, прошедшая по Италии и по всей Европе в 14 в., гибель судов) заставляли тратить деньги, а не хранить их. Правители и богатые люди стали покровителями и заказчиками для людей искусства наравне с церковью. Особенную роль сыграл Лоренцо Медичи - правитель Флоренции. Именно во Флоренции сложилась наиболее благоприятная ситуация для развития искусства |
Философия |
Гуманизм (термин, которые ввели в культуру деятели Возрождения), противопоставленный теизму (в центре человек, а не бог). Гуманисты - Эразм Ротердамский, Рейхлин и др. Возрождение античной философии - неоплатонизм (Мартин Лютер), стоицизм (Петрарка), эпикурейство (Франсуа Рабле), скептицизм (Монтень) и др. Натурфилософия (стремление постичь природу в целом) и пантеизм (бог отождествляется с мировым целым, природой) - Николай Кузанский, Парацельс, Джордано Бруно. Мистицизм |
Представители и этапы
Италия
Проторенессанс - 13-14 вв. (дученто и треченто), Рим, Тоскана, сиенская школа, пизанская школа
Данте, Петрарка, Боккаччо;
Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио;
Джотто, Симоне Мартини, Чимабуэ, Каваллини, братья Лоренцетти
|
Появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость, появление интереса к античному наследию |
|
|
|
|
|
|
|
деталь кафедры собора в Пизе (Джованни Пизано, 1268 г.) |
базилика Санта-Кроче, Флоренция (приписывается Арнольфо ди Камбио) |
Симоне Мартини. Кондотьер Гуидориччио да Фоглиано (Палаццо Публико, Сиена, 1328 г.) |
Джотто. Избиение младенцев (Капелла Скровеньи, Падуя, 1306 г.) |
Джотто. Рождение Иисуса (Капелла Скровеньи, Падуя, 1306 г.) |
Лоренцетти. Хорошее правление (Палаццо Публико, Сиена, 1339 г.) |
Чимабуэ. Мадонна на троне с младенцем (Санта Мария деи Серви, Болонья) |
Раннее Возрождение - 15 в. (кватроченто). Центр - Флоренция. 1401 г. (конкурс на создание дверей для флорентийского баптистерия) иногда считается датой начала Возрождения
Брунеллески, Микелоццо (Флоренция), Пьетро Ломбардо, Кодуччо (Венеция), Альберти, Фиораванте Фиораванти
Лоренцо Гиберти, Донателло (Флоренция), Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа
Вероккьо, Гирландайо, Мазаччо, Уччелло, Перуджино, Андреа дель Кастаньо, Фра Анджелико, Беноццо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Боттичелли, Филиппо Липпи
| Архитектура. Осмысление античной ордерной системы. Появление купольных храмов (образец - купол Санта Мария дель Фиоре Брунеллески). Появление нового типа городских дворцов (четкое разделение замкнутого объема здания на три этажа, открытый внутренний двор с летними поэтажными аркадами, применение руста, т.е. камня с грубо околотой или выпуклой лицевой поверхностью, для облицовки фасада, а также сильно вынесенный декоративный карниз, образец - палаццо Медичи-Риккарди Микелоццо).
Скульптура. Реалистическое изображение действительности, внимание к духовному миру человека, использование опыта античности в создании форм скульптуры. Светский характер скульптуры. Техника майолики (делла Роббиа).
Живопись. Создание теории перспективы (Брунеллески). Использование полной перспективы в живописи, телесность, реалистичность персонажей, передача эмоционального состояния, героические и монументальные образы |
|
|
|
|
|
|
|
Андреа делла Роббиа. Мальчик (1470 г.) |
Гирландайо. Старик с внуком (1490 г., Лувр) |
Фра Анджелико. Благовещение (1434 г., Museo Diocesano, Кортона) |
Фра Анджелико. Снятие с креста. Деталь (1437-1440 гг., монастырь Сан-Марко, Флоренция) |
Беноццо. Шествие волхов. Деталь (1461 г., палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция) |
Пьетро делла Франческа. Воскрешение Христа. Деталь (1459-1469 гг.) |
Уччелло. Битва при Сан Романо (1458 г.) |
|
|
|
|
|
|
|
Боттичелли. Весна (1482 г., галерея Уффици, Флоренция) |
Боттичелли. Мадонна с книгой (1483 г., музей Пеццоли, Милан) |
Вероккьо. Конная статуя Бартоломео Коллеони (1480-е гг., Венеция) |
Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами (1465 г., галерея Уффици, Флоренция) |
Мазаччо. Изгнание из Рая (1427 г., капелла Бранкаччи, Флоренция) |
Мантенья. Роспись комнаты кардинала Франческо. Деталь (1474 г., палаццо Дукале, Мантуя) |
Перуджино. Бюст св. Себастьяна (1494 г., Эрмитаж) |
|
|
|
|
|
|
|
Палаццо Питти, Флоренция (1458 г.) |
Двор палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция (1444-1447 г., Микелоццо) |
Интерьер палаццо Даванцати, Флоренция (15 в.) |
Донателло. Давид (1430 г., музей Баржелло, Флоренция) |
Купол собора Санта Мария дель Фиоре (Брунеллески, 1420-1436 гг., Флоренция) |
Двери флорентийского Баптистерия - "Врата рая" (Гиберти, 1425-1452 гг.) |
Брунеллески. Капелла Пацци (1429 г., Флоренция) |
Высокое Возрождение - конец 15 - первая треть 16 в. (16 в. - чинквеченто). Центром становится Рим
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Корреджо
Браманте, Сансовино, Перуцци, Антонио да Сангалло |
Восприятие мира и человеческой личности укрупнилось - величественные масштабы сооружений, памятников, фресковых циклов и картин, выразительные образы, более обобщенные и сдержанные.
В архитектуре сложился единый классический стиль. Используется античная ордерная система. |
|
|
|
|
|
|
|
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (1505 г., Лувр) |
Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем и св. Анной (1510 г., Лувр) |
Леонардо да Винчи. Голова девушки (1508 г., Национальная галерея, Парма) |
Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа (1478 г., Эрмитаж) |
Корреджо. Даная (1530 г., галерея Боргезе, Рим) |
Корреджо. Рождение Иисуса (1530 г., Дрезден) |
Корреджо. Мадонна Латте (Будапешт) |
|
|
|
|
|
|
|
Микеланджело. Вечер (1526-1533 гг., капелла Медичи, Флоренция) |
Микеланджело. Моисей (1513-1516 гг., Сан Пьетро ин Винколи, Рим) |
Микеланджело. Купол собора св. Петра (1564 г., Рим) |
Микеланджело. Сотворение Адама (1510 г., Сикстинская капелла, Ватикан) |
Микеланджело. Страшный суд. Деталь (1537-1541 гг., Сикстинская капелла, Ватикан) |
Джорджоне. Юдифь (1504 г., Эрмитаж) |
Джорджоне. Спящая Венера (1510 г., Дрезден) |
|
|
|
|
|
|
|
Рафаэль. Мадонна Альдобрандини (1510 г., Национальная галерея, Лондон) |
Рафаэль. Сикстинская Мадонна (1514 г., Дрезден) |
Рафаэль. Ватиканские станцы. Адам и Ева (1519 г., Ватикан) |
Рафаэль. Школа в Афинах (1509 г., Ватикан) |
Тициан. Венера Урбинская (до 1538 г., галерея Уффици, Флоренция) |
Тициан. Юдифь (1515 г., галерея Дория Памфилии, Рим) |
Браманте. Темпьетто (1502 г., Рим) |
Позднее Возрождение - вторая треть - конец 16 в.
поздний Микеланджело, поздний Тициан, Веронезе, Тинторетто, Бассано, Челлини
Палладио, Виньола, Вазари, Алесси |
Церковно-феодальная реакция в Италии, борьба с лютеранством, активизация инквизиции вызвали кризис идеалов Возрождения. В список запрещенных книг вошли в том числе произведения Данте, Боккаччо, Петрарки, Эразма Роттердамского. Наряду с мастерами, продолжающими традиции Высокого Возрождения, появляются маньеристы (см. Маньеризм)
Строятся роскошные загородные виллы, формируется стиль итальянской парковой архитектуры (парк делился на несколько террас, украшенных скульптурами, фонтанами, каскадами, гротами, декоративной зеленью; террасы между собой соединены лестницами). Палладио выработал принципы зодчества, впоследствии получившие название палладианства и сильно повлиявшие на архитектуру следующих веков, особенно английскую и русскую.
В живописи - ощущение трагизма, сильные эмоции, драматичность действия.
|
|
|
|
|
|
|
|
Веронезе. Лукреция (1580-е, Художественно-исторический музей, Вена) |
Веронезе. Проповедь рыбам св. Антония (ок. 1580 г., галерея Боргезе, Рим) |
Челлини. Солонка (1544 г., Художественно-исторический музей, Вена) |
Челлини. Персей (1545-1554 гг., Лоджия Ланци, Флоренция) |
Палладио. Вилла Ротонда. Виченца (1551-1557 гг.) |
Палладио. Палладианская базилика. Виченца (1549 г.) |
Тинторетто. Св. Марк, творящий чудеса (1562-1566 гг., Милан) |
Северное Возрождение
В других странах Европы искусство долгое время продолжало быть готическим.
С середины 16 в. черты Возрождения появляются в архитектуре Нидерландов (ратуша в Антверпене). Для живописи характерно меньшее влияние античности и стремление анатомически правильно изобразить человека. Нидерландские художники сремились постичь устройство мира - отсюда подробное отражение действительности, вплоть до травинок. Расцвет живописи пришелся на 15 в. Представители: Ян ван Эйк, Кампен, ван дер Вейден, ван дер Гус, Босх, Питер Брейгель Старший
Север Германии испытывал влияние нидерландской архитектуры (замок в Гейдельберге), юг - итальянской (Старый дворец в Штутгарте). Возрождение в немецкой архитектуре не получило широкого распространения, что связано также с Тридцатилетней войной. В живописи самым выдающимся представителем Возрождения считается Дюрер. Другие художники: Лукас Кранах Старший, Нитхардт, Ханс Хольбейн Младший, Альтдольфер.
В Англии черты Ренессанса в архитектуре появились только к концу 16 в.
Во Франции работали итальянские мастера (Леонардо да Винчи, Виньола, Серлио). Расцвет искусства Возрождения во Франции приходится на первую половину 16 в. и связан с концом Столетней войны и заканчивается с новым всплеском религиозного конфликта в 1560 г. Появляется новый тип загородного дворца (замок Шамбор, дворцы Шенонсо, Блуа, Амбуаз, Фонтенбло). Итальянские живописцы Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо создают "школу Фонтенбло". Французские зодчие: Леско, Делорм. Скульпторы: Гужон. Художники: Фуке, отец и сын Клуэ.
|
|
|
|
|
|
|
Ян ван Эйк. Мадонна и канцлер Ролен (1436 г., Лувр) |
Ян ван Эйк. Портрет Маргареты (1439 г., Брюгге) |
Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба (1567 г., Художественно-исторический музей, Вена) |
Питер Брейгель Старший. Зимний ландшафт (1565 г., Брюссель) |
Ван дер Вейден. Оплакивание Христа (1450 гг., галерея Уффици, Флоренция) |
Босх. Сад земных наслаждений (ок. 1500, Прадо, Мадрид) |
Босх. Страшный суд (1504 г., Академия изобразительных искусств, Вена) |
|
|
|
|
|
|
|
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева (1528 г., галерея Уффици, Флоренция) |
Лукас Кранах Старший. Молодая мать с ребенком (после 1631 г., Eisenach) |
Ханс Хольбейн Младший. Дармштатская мадонна (1526 г., Schlossmuseum, Дармштат) |
Ханс Хольбейн Младший. Портрет Генриха 8 (1536 г., музей Thyssen-Bornemisza, Мадрид) |
Дюрер. Замок Тренто (1495 г., British Museum, Лондон) |
Дюрер. Оплакивание Христа (1500-1503 гг., Старая Пинакотека, Мюнхен) |
Дюрер. Автопортрет в 26 лет (1498 г., Прадо, Мадрид) |
к содержанию
Волюта
Волюта (от итал. voluta — завиток, спираль) - спиралевидный завиток с кружком в центре. Украшала капители или связывала части здания (например, на барочных соборах), обрамляла порталы, двери, окна.
к содержанию
Гаргулья (горгулья), химера
Термин связан с лат. gurgulio - "глотка". Слова с таким корнем есть во французском и испанском и связаны со звуком льющейся воды. Гаргульи использовались как водостоки. По другой версии, название связано с драконоподобным чудовищем, обитавшем в реке близ Руана, которого св. Роман (7 в. н.э.) усмирил и привел в Руан, где его и убили.
Гаргульями также называют химер - гротесковые скульптуры, сочетающие в себе разных животных, которые не служили водостоками, а выполняли только художественную функцию.
Химеры и гаргульи призваны были отгонять злые силы.
к содержанию
Готика
Происхождение термина: от итал. gotico — непривычный, варварский.
Период |
12-15 вв. Зародилась в 12 в. на севере Франции. Сменила романский стиль |
Исторические предпосылки |
Появление класса городской буржуазии, экономическое и культурное развитие, развитие строительства, рост городов. Крестовые походы - рост монастырей, увеличение их богатства. Заимствования с Востока |
Характерные черты |
Готический стиль в основном проявился в архитектуре, а архитектура повлияла на все другие виды искусства. Характерно: стремление вверх, каркасная система (см. готический собор), трехчастное деление по вертикали и горизонтали, перспективные порталы-входы, стрельчатые арки, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями, обилие витражей и скульптур (на некоторых соборах до 2 тысяч), использование окна-розы. Развитие синтеза искусств.
Окна в зданиях становятся больше, распространяются камины вместо открытых очагов, появляется больше мебели (стулья, буфеты, шкафы). Мебель покрывают резьбой.
Скульптура. Вместо рельефов романского периода появляется круглая пластика, скульптурные группы. Фигуры подвижны, обращены друг к другу и к зрителю. Появились темы материнства, нравственного страдания, мученичества, светские сюжеты, портретная скульптура, реальные и фантастические (химеры и горгульи) животные. Скульптура располагается с соответствии с теологическими учениями: собор отражает структуру вселенной - на западе сцены Страшного суда (наверху Христос, Мария и Иоанн-евангелист, слева - праведники, справа - демоны и грешники, у входов в собор Христос и апостолы), правый портал (вход) посвящался, как правило, Марии, левый - местному святому, на юге - сцены из Нового завета, на севере - Ветхого. Изображались также времена года, аллегорические фигуры "свободных" искусств, короли, рыцари, ремесленники и священники, крестьяне.
Живопись. Витраж - одно из основных направлений живописи. Используется более богатая цветовая палитра по сравнению с романским стилем, усложняются сюжеты, появляются бытовые сюжеты. Также развивается книжная миниатюра и жанр портрета. В живописи нарушаются византийские каноны: портреты приобретают индивидуальные черты конкретных людей, люди изображаются в профиль и даже спиной. Расцвета достигает искусство создания шпалер.
Поздний период развития готики - появление "пламенеющей" готики (характерна украшенность, орнаменты в виде языков пламени, удлиненные фронтоны и вершины арок).
В Англии готика имела свои черты, готические соборы сохраняют черты романских (например, толстые стены). Особый вариант готики в Англии - перпендикулярная готика (декор из бесконечного ряда бегущих ввысь "перпендикуляров" и сложнейшее ювелирное плетение нервюр сводов: веерообразных, сетчатых, сотовых, звездчатых и др.) (капелла в Королевском колледже в Кембридже, капелла Св. Георгия в Виндзоре, неф собора в Кентербери, неф собора в Уинчестере, капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, собор в Бате).
|
|
|
|
|
|
|
|
Нотр-Дам де Пари |
Собор в Реймсе |
Кельнский собор |
Сент-Шапель, Париж |
Витраж собора в Шартре |
Бамбергский всадник |
Автопортрет создателя кафедры собора св. Стефана, Вена |
|
|
|
|
|
|
|
Кентерберийский собор |
Собор в Солсбери |
Книжные миниатюры |
Книжные миниатюры |
Собор в Ассизи |
Собор в Сиене |
Собор в Милане |
к содержанию
Готический собор
Основное новшество в готике - каркасная система. Она позволила перераспределить нагрузку и облегчить стены и перекрытия. Архитекторы смогли увеличить размеры соборов, сделать их "ажурными" и внешне легкими, в отличие от массивных сооружений романского стиля (см. изображение, слева романский стиль, справа - готический).
Отличия от романского собора:
- нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания;
- колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания;
- тонкие стены, возведенные между колоннами, являются ненесущими перегородками;
- собор может иметь колоссальный размер;
- своды очень высокие;
- окна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки;
- стенная роспись уступила место скульптуре и витражному искусству.
Cобор имеет форму латинского креста, с центральным нефом и двумя боковыми для совершения крестного хода внутри собора. По бокам могут находиться капеллы и приделы.
Обычный свод сменился нервюрным. Перекрещивающиеся нервюры опираются на столбы-устои. Пространство между нервюрами заполнялось легкой кладкой из кирпича или камня. Для устойчивости стен за пределами здания сооружали массивные столбы-контрфорсы, соединявшиеся со зданием арками-аркбутанами. На вершине контрфорса ставили башенку-пинакль, которая также противодействовала желанию здания развалиться в разные стороны. Вместо обычных, арочных окон стали использоваться стрельчатые, что также облегчало нагрузку.
Количество нервюр могло быть разным, что создавало разные рисунки свода. Минимальное количество нервюр - 6 (четыре по периметру квадрата и две диагональных). Для английских соборов характерен веерный свод.
На изображении (нажмите на изображение, чтобы увеличить его):
1 - центральный неф
2 - нервюры
3 - контрфорсы
4 - аркбутаны
5 - пинакль
6 - боковые нефы
7 - башни
8 - нартекс
9 - трансепты
10 - хоры
11 - апсида
12 - амбулаторий (проход для шествий вокруг алтаря)
13 - капеллы
14 - средокрестие
к содержанию
Греческий храм. Строение. Ордерная система
Архитектурные формы в Древней Греции развивались на протяжении веков, и к 4 в. до н.э. сформировалась четкая художественная система, совокупность архитектурных деталей, названная ордером (от лат. "порядок"). Классические ордера - дорический, ионический и коринфский названы по областям, в которых они создавались. В архитектуре Древнего Рима ордерная система использовалась в качестве декоративного приема, чтобы подчеркнуть пышность и грандиозность сооружений.
Основные детали конструкции: стилобат, колонна, антаблемент, фронтон (11). Декоративное богатство, количество деталей нарастает снизу вверх.
Стилобат (1) - сплошная плита из плоских тесаных камней, которая служит основанием здания, в том числе подножием колонн.
Колонны состоят из ствола и капители (2). В форме капители наиболее ярко проявляется различие ордеров. Капитель состоит из круглой подушки - эхина (3) и квадратной абаки (4).
Колонны держат на себе балочное перекрытие - антаблемент (5). Антаблемент состоит из архитрава (6), фриза (7) и карниза (8). Архитрав - балки, объединяющие все колонны и опирающиеся непосредственно на капители. Над архитравом декоративная часть - фриз. Над фризом - нависающий карниз, который бросает тень на фриз, что подчеркивает рельеф. Фриз, как правило, был окрашен. Обычно использовались сочетание красного и синего цветов.
Дорический ордер
Возник в 6 в. до н.э. У дорического ордера массивные пропорции, мощные колонны, тяжеловесный антаблемент. Этот ордер считался "мужским". Дорические колонны (2) не имеют базы, они покрыты вертикальными желобками - каннелюрами (16-20 штук). Дорический архитрав — это балка с гладкой поверхностью. Фриз представляет собой чередование триглифов (9) и метопов (10). Метопы украшались изображениями.
Упрощенный вариант дорического ордера, возникщий в 1 в. в Древнем Риме - тосканский ордер (1), отличающийся колоннами без каннелюр и гладким фризом.
Ионический ордер
Возник в середине 6 в. до н.э. в Ионии (побережье Малой Азии), в 5 в. до н.э. распространился в Греции. Пропорции легкие и изящные, стройные колонны (3-4), которые всегда имеют базу. Из-за своей изящности и украшенности ионический ордер считался "женским". Ионические колонны могут быть или гладкими, или каннелированными (24 каннелюры). Наиболее характерная деталь капители ионической колонны - волюта. Архитрав в ионическом ордере трехступенчатый, каждый вышележащий ярус незначительно нависает над нижним. Ионический фриз предельно прост, без структурной деталировки, может быть покрыт орнаментом, а может быть гладким.
Коринфский ордер
Вариант ионического ордера, отличающийся большей украшенностью. Отличительной деталью является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями (5). Возник во второй половине 5 в. до н.э.
В Древнем Риме в 1 в. возник композитный ордер. Отличительная деталь - в капители сочетаются волюты от ионического ордера и листья от коринфского (6).
к содержанию
|